30.05.2025 14:08
Аналитика.
Просмотров всего: 2063; сегодня: 20.

На страже границ империи и традиций. История казаков Семиречья

На страже границ империи и традиций. История казаков Семиречья

Семиреченское казачье войско было образовано в 1867 году для обороны Российской империи от набегов киргизских и узбекских племен и защиты границы с Китаем. Станицы семиреченских казаков были расположены на территориях от города Аягоза в современном Казахстане до озера Иссык-Куль в Киргизии. О славных страницах семиреков и культурном коде их потомков – в материале портала "Российское казачество".

Семиречье – область в Центральной Азии, ограниченная озерами Балхаш, Алаколь, Сасыколь и хребтами Джунгарского Алатау и Северного Тянь-Шаня. Название региона произошло от семи главных рек, протекающих в этом краю: Каратал, Или, Аксу, Биен, Лепсы, Сарканд и Баскан.

В восточной части Семиречья проживали два крупных народа: киргиз-кайсаки и каракиргизы, или древнекаменные киргизы. "В тот период по этим землям проходили полчища калмыков. Это заставило казахские роды передвинуться к нашей северной границе на всем протяжении от реки Урал до Иртыша", – рассказывает верховный атаман Общероссийской общественной организации "Союз казаков" Павел Задорожный.

В результате часть калмыков Джунгарского ханства, основным занятием которых было скотоводство, поселилась на Волге. И кочевники начали нападать на русские поселения. Тогда по распоряжению правительства была обустроена Оренбургско-Сибирская оборонная линия, которая протянулась на 3300 км от реки Урал до Иртыша. Она включала 141 укрепление на расстоянии от 25 до 30 верст (дневной переход отряда казаков).

Но оборонная линия не помогла. Грабеж и увод в плен русских людей продолжался, было решено выдвинуть войска в сторону врагов и завоевать киргизские степи.

"Киргизская степь была разбита на два крыла: киргизы, которые жили на нашей территории и приняли российское гражданство, и вторая – киргизы, которые являлись нашими подданными, жили на своей территории и номинально подчинялись Китаю. Это была восточная часть Туркестана (граница Семипалатинской области), территории, которые вошли потом в Усть-Каменогорскую, Восточно-Казахстанскую, Талды-Курганскую, Алматинскую области и часть Киргизии (нынешний Пржевальск)", – поясняет Павел Задорожный.

Для выполнения задачи были введены 9-й и 10-й Сибирские казачьи полки. В результате казаки дошли до границы с Китаем, где тоже часто возникали инциденты.

Праилийской территорией (Алматинская область) владели кокандцы, тогда, еще сильное Кокандское ханство, которое под влиянием англичан (поддерживающих всех, кто мог воспрепятствовать продвижению русских в Среднюю Азию) подстрекало киргизов к восстаниям.

Его основные гарнизоны стояли на территории нынешней Киргизии – крепости Пишпек и Токмак. Поэтому была необходимость их захватить. На этой территории и возникает в 1867 году Семиреченская область.

Верная Алма-Ата

Первым военным губернатором Семиреченской области, атаманом семиреченских казаков и командующим расположенными в области войсками стал генерал-майор Герасим Алексеевич Колпаковский (1819–1896). В благодарность за его 15-летнюю службу 12 января 1911 года он был зачислен вечным шефом 1-го Семиреченского казачьего полка.

Семиреченское казачество включало в себя 4 уезда и 28 станиц с выселками. Сюда переселялись казаки с семьями из разных регионов страны.

"К ним примкнули принявшие православие калмыки – около тысячи семей. К 1916 году население семиреченского казачества составляло около 48 тысяч человек", – сообщил верховный атаман Союза казаков России Павел Задорожный.

Войсковым центром семиреченского казачества был город-укрепление Верный, после революции переименованный в Алма-Ату.

"Верный состоял из двух станиц: Большой Алматинской и Малой Алматинской. Даже сейчас таксист, если скажете ему отвезти в Мало-Алматинскую станицу – отвезет, потому что знает, где это", – отмечает Павел Задорожный.

Рядом с Верным образовались станицы Софийская, Надеждинская и Любавинская, которые после Октябрьской революции 1917 года были переименованы в города Талгар, Иссык и Каскелен.

Основным занятием семиреченских казаков в мирное время было земледелие, многие сдавали землю в аренду. Земли было больше на одного казака, чем у Донского и Кубанского войска, от 30 десятин и выше. Занимались также садоводством, лесоводством, скотоводством, пчеловодством, рыболовством, охотой, звероловством и торговлей. Так, в Заилийском Алатау в городском уезде Чугучак на границе с Китаем была старинная торговая линия, караванный путь проходил на Кульджу и до Китая, откуда привозили чай, шелк, пряности и другие товары.

Славные страницы побед

"Семиреченское казачье войско в военное время выставляло 3 полка – основной казачий первой очереди и два второй и третьей очереди, несколько отдельных казачьих сотен и несколько сотен ополчения, плюс взвод лейб-гвардии казачьего полка", – рассказывает верховный атаман Союза казаков России Павел Задорожный.

В ходе Зачуйской экспедиции в 1860 году казаки под предводительством генерала Колпаковского захватили кокандские крепости Токмак и Пишпек. После их возвращения из похода, 21 октября, произошло трехдневное Узун-Агачское сражение, в ходе которого малочисленные силы казаков (около тысячи человек) наголову разгромили 16-тысячное войско кокандского главнокомандующего Канаат-шаха.

В 1871 году семиреченские казаки, также под командованием генерала Колпаковского, в составе двухтысячного отряда заняли Кульджинский султанат. Эта территория была поделена между Китаем и Россией (большая часть отошла Китаю). Поход в Северо-Западный Китай был вызван необходимостью защитить южные рубежи России, подвергавшиеся грабительским набегам.

В 1873 году Семиреченское войско приняло участие в Хивинском походе (Хива препятствовала расширению торговых связей России со Средней Азией под влиянием англичан и турок). Хивинское ханство вынуждено было признать себя протекторатом России.

В 1875 и 1876 годах под командованием полковника Михаила Скобелева Семиреченское казачье войско участвовало в Кокандском походе, в результате которого территорию ханства присоединили к России.

В начале XX века молодое войско было награждено Георгиевским знаменем с Александровской лентой, на которой была надпись: "1903 год. За отлично-усердную, боевыми подвигами ознаменованную службу".

В Санкт-Петербург галопом

В 1913 году отмечалось 300-летие Дома Романовых. От семиреков в праздновании принимали участие 30 казачков в возрасте от 12 до 16 лет.

"Мой дед по материнской линии Иван Георгиевич Степанов был в их числе. Они на лошадях доехали до Санкт-Петербурга. Смотр принимал сам Николай II. Семиреченцы продемонстрировали джигитовку и были отмечены как одни из лучших", – рассказывает атаман Союза казаков Семиречья Владимир Шихотов.

После Октябрьской революции 1917 года казак Иван Степанов чудом избежал расстрела. Он вернулся из Китая, где охранял российское консульство, и попал под репрессии.

"Их уже построили для расстрела, но на стороне красных оказался его станичник, который сказал ему выйти из строя и таким образом спас ему жизнь", – уточняет Владимир Шихотов.

После трагических событий Первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 года и последующего расказачивания, связанных с большими человеческими потерями, возрождение казачества как в России, так и в Семиречье началось лишь в 1990-х годах. Но несмотря на репрессии, семиреченские казаки продолжали любить свою Родину и защищать ее.

Из Семиречья с любовью

Неслучайно центральный городской парк Алма-Аты посвящен героям-панфиловцам 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии, удерживавшим малыми силами натиск немцев на подходах к Москве в ноябре 1941 года. Дивизия была сформирована преимущественно из жителей Казахской и Киргизской ССР.

"Особенно у нас почитаются воины-панфиловцы, поскольку среди них было много семиреченских казаков", – подчеркивает Владимир Шихотов.

В этом же парке стоят памятники Героям Советского Союза – командиру легендарной дивизии генерал-майору Ивану Панфилову и командиру 1075-го стрелкового полка Бауыржану Момышулы.

Традиционно 9 мая семиреченские казаки с фотографиями своих предков-ветеранов участвуют в шествии Бессмертного полка и возлагают цветы к памятникам погибших воинов. В 2024 году в церемонии возложения венков приняли участие генеральный консул России в Алма-Ате Дмитрий Тураев, представители Ассамблеи народов Казахстана и акимата Алма-Аты.

В совет старейшин Союза казаков Семиречья входят заслуженные казаки-ветераны, начиная от летчиков до участников казачьих формирований. Среди них выделялся казак Габбас Жуматович Жуматов, казах по национальности, которого приняли в казаки прямо на фронте.

"Мой дед Шихотов Яков Павлович погиб под Орлом 13 января 1942 года, он был пулеметчиком. Отец как-то рассказывал, что в одном придорожном кафе к нему подошел незнакомец, спросил имя и потом сказал, что воевал с его отцом. "Благодаря ему я остался жив и наше подразделение тоже". Отец слез не мог сдержать от такого признания", – рассказывает о вкладе своей семьи в Победу атаман Союза казаков Семиречья.

Носителем казачьей мудрости оставалась бабушка Александра Глебовна. Отец всегда учил уважительному отношению к старшим, приводил к прабабушке Матрене за руку (она жила с бабушкой) – выслушать назидания и пожелания.

"Когда меня приняли в пионеры, я пришел навестить ее. А они (члены семьи) после революции хлебанули репрессий, но не озлобленные были. И она говорит, чтобы я не верил, что Бога нет, потому что Он есть. Говорила, чтобы не ругался, потому что это – грех. И многие такие зарубки остались с детства на всю жизнь", – делится Владимир Шихотов.

Семиречье раздвигает границы

Сегодня на территории Семиречья действуют: Союз казаков Семиречья в Казахстане, Отдел казаков Союза православных граждан, Верненское казачье станичное объединение, филиал Союза казаков Степного края по г. Алма-Ате, Историческое Семиреченское казачье войско, Союз казаков Семиречья в Киргизии, Союз казаков Пишпека, Семиреченская казачья община.

28 июня 2024 года Союз казаков Семиречья получил статус республиканского общественного объединения.

"Если у нас в республике Казахстан 20 регионов, то статус подтверждается 11 областями, регионами или городами республиканского значения. Поэтому мы, семиреченские казаки, вышли за границы нашего исторического проживания (Алма-Ата, Алматинская область, Талдыкурганская область, частично Туркестанская). У нас сейчас есть филиалы и в Карагандинской, и в Северо-Казахстанской областях. Семиречье свои границы раздвигает", – отмечает атаман Союз казаков Семиречья Владимир Шихотов.

В союз входят около 300 человек, работа ведется на постоянной основе на общественных началах. Семиреченские казаки носят свою историческую справу, утвержденную еще в 1913 году. Часто их можно встретить в православных храмах, где они обеспечивают порядок у православных святынь. По словам атамана, сейчас несут службу в разных регионах около трех тысяч казаков.

В этом году исполнилось 30 лет Ассамблее народов Казахстана. Семиреченские казаки входят в состав ассамблеи практически с основания, с 1996 года.

"Поэтому семиреки представлены и на республиканском уровне, и на региональном", – подчеркивает атаман.

В Алма-Ате есть офисы союза в республиканском Доме дружбы и при городской Ассамблее народов Казахстана. Сегодня семиреченские казаки проходят подготовку в МЧС. Казаки входят в действующий резерв подразделений территориальной обороны. Совет казачек входит в Совет матерей как на городском уровне, так и на республиканском. Подписан меморандум с военно-технической школой, курсантов которой напутствуют казачьи старейшины. Молодежь имеет возможность получить образование в Московском государственном университете технологий и управления им. Разумовского (Первый казачий университет).

Одна из лучших лезгинок

Как-то приехав в Москву по приглашению университета, семиреченские казаки станцевали лезгинку на Красной площади, представив в сердце России свою удаль и традиции.

"Лезгинка у нас одна из лучших – кураж такой! С элементами традиционного казачьего оружия: шашками, нагайками. Молодежь вместе со взрослыми фланкирует и танцует. Это у нас всегда номер на любом фестивале", – рассказывает атаман Союза казаков Семиречья Владимир Шихотов.

Семиреченцы проводят сезонные "казачьи олимпиады" – шермиции, в программу которых включены традиционные элементы: рубка лозы (правда, не на конях), рубка каната, метание копья, стрельба из пневматики, из лука, метание ножей. Гостей угощают пловом, казачьим кулешом и другими традиционными блюдами.

24 января отмечается День памяти пострадавших от расказачивания. В Богоявленском храме Алма-Аты ежегодно совершается панихида по погибшим от репрессий семиреченским казакам. В станице Софийской на старом кладбище есть Поклонный крест с фамилиями семиреченских казаков, которые были расстреляны.

26 июля Семиреченское казачье войско празднует день рождения. В 2017 году широко отмечалось его 150-летие. Тогда в мероприятиях приняли участие вице-спикер Мажилиса парламента, руководитель Ассоциации русских славянских и казачьих организаций Республики Казахстан Владимир Божко, заместитель акима города Арман Кырыкпаев, директор центра "Воин" Игорь Казарезов.

По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра епископ Талдыкурганский Нектарий в сослужении с руководителем комиссии по делам казачества протоиереем Валерием Захаровым совершил праздничную божественную литургию в Свято-Никольском соборе Алма-Аты с крестным ходом. В зале церковных собраний прошел фестиваль казачьих коллективов со всего Казахстана. А в республиканском Доме дружбы состоялся круглый стол на тему: "Роль семиреченского казачества в сохранении мира Семиречья". В государственном музее города Алма-Аты была открыта тематическая выставка, получившая много положительных отзывов.

В числе праздничных дат семиреченцев и юбилеи станиц, некоторые из них старше Семиреченского войска, поскольку были основаны еще сибирскими казаками, например, станице Карбулакской под Талдыкурганом и станице Надеждинской (ныне г. Есик) – исполнилось 160 лет. Союз казаков Семиречья провел там концертные программы, вместе с представителями местных администраций возложили венки к обелискам погибшим в годы Великой Отечественной войны. В местных храмах совершались праздничные богослужения.

Современная повестка

Семиреченские казаки принимают активное участие в праздновании Дня единства народа Казахстана, который отмечается 1 мая. В этот день в Алма-Ате на центральной площади выставляются все (их 38) этнокультурные центры со своими экспонатами. Казачья площадка представлена в виде станичной избы. Молодежь тут танцует лезгинку, демонстрирует фланкировку шашками. Выставку посещают не только горожане и туристы, но и руководство страны.

1 марта отмечается День благодарности, который приурочен к дню создания Ассамблеи народа Казахстана. Семиреченские казаки в справе участвуют в праздничном шествии. Разные этнокультурные центры представляют свои выставки и концерты.

На регулярной основе уже 12 лет семиреки совместно с отделом культуры Митрополичьего округа Республики Казахстан проводят в Алма-Ате День Москвы. На площадке храма Владимирской иконы Божией Матери Союз казаков Семиречья организует казачьи фестивали, приглашая на них гостей из этнокультурных объединений.

"К нам с удовольствием приходят все представители на угощение – блинов, пирогов, шанежек хватает на всех", – отмечает Владимир Шихотов.

Также семиреченцы известны празднованием Масленицы. Даже два раза проводили ее на Шымбулаке, делали представление в горах.

"К нам тянутся, многие хотят принимать участие в наших мероприятиях. Тот потенциал, который у нас в Казахстане есть, – огромен. Образ казачества, в связи с тем, что мы проводим такие массовые мероприятия, воспринимается тепло", – подчеркивает атаман Союза казаков Семиречья Владимир Шихотов.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11245 публикаций
Сайт: kazachestvo.ru/20250526/1711485.html
Поделиться:

Интересно:

Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
14.06.2025 10:07 Аналитика
Исчезнувшие города Руси в легендах и сказаниях
Города, как и всё на земле, не вечны: они разрушаются, перестраиваются, гибнут во время стихийных бедствий и вражеских нашествий, переносятся на новые места, приобретают новый облик. Но есть в народных сказаниях сообщения о таинственном исчезновении городов или части городов: города или храмы исчезали под водой, уходили под землю или вдруг оказывались покинутыми всеми жителями. Вода с древних времён имела сакральное значение для славян: воду считали кровью Матери Сырой Земли, водоразделом между миром земным и небесным, поэтому многие сказания связаны с водой. Самой известной русской легендой об исчезновении города под водой является сказание о граде Китеже. Китеж Согласно преданию, город, названный Большим Китежем, был построен в начале XIII века великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода. Оказавшись однажды на берегу озера Светояр с прозрачной водой...
Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских...
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
07.06.2025 11:41 Аналитика
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
Влияние предпринимательского сообщества на формирование экономической политики. Детальный анализ и результаты конструктивного диалога. Московская ассоциация предпринимателей (МАП) выражает глубокое удовлетворение результатами продолжительного и конструктивного диалога с ключевыми федеральными органами власти по вопросам денежно-кредитной политики. Всесторонняя аналитическая работа и последовательные обращения, в подготовке и представлении которых активно участвовали Президент МАП Андрей Евгеньевич Поденок, Вице-президент МАП Дмитрий Александрович Минаков, Советник президента МАП, академик РАЕН Андрианов Константин Николаевич, представители Комитета по финансовой политике и банковскому делу МАП, Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров (экосистема МАП) Артур Дмитриевич Леер и Председатель Экспертного совета МАП Кривошеин Николай Викторович, позволили существенно усилить учет...
30 лет Госкомитету по поддержке и развитию малого предпринимательства
06.06.2025 12:14 Персоны
30 лет Госкомитету по поддержке и развитию малого предпринимательства
30 лет назад, 6 июня 1995 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Председателем комитета был назначен Прохоров Вячеслав Александрович. В то время первым регионом, понимавшим значение развития малого бизнеса для страны и активно поддержавшим этот процесс, стала Москва во главе с Мэром Москвы Лужковым Юрием Михайловичем.Прошло совсем немного времени, и в Москве впервые в стране был создан Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы который возглавил Иоффе Алекндр Давидович. Совет, без согласования с которым не принималось ни одно городское решение, затрагивающее интересы предпринимателей, на долгие годы стал защитой и опорой маглого бизнеса столицы. Московская ассоциация предпринимателей (МАП) была разработчиком...