07.06.2024 09:04
Новости.
Просмотров всего: 13366; сегодня: 2.

152 года назад в Москве началось строительство конно-железной дороги

152 года назад в Москве началось строительство конно-железной дороги

Строительство московской конно-железной дороги началась 7 июня 1872 года, когда военное министерство проложило по центральным улицам города первую временную линию - от Тверской заставы до Красной площади. Ее строительство было начато в связи с проведением в городе Политехнической выставки и приурочено к 200-летию со дня рождения Петра Великого.

До этого момента в Москве не было регулярного и доступного вида общественного городского транспорта. Но все первые средства массового пассажирского транспорта основывались на использовании конной тяги. Более зажиточные москвичи пользовались услугами извозчиков или собственными каретами.

С каждым годом, в условиях интенсивно развивающегося города, такие средства передвижения не могли решить всех проблем перевозки москвичей, в частности - повысить скорость передвижения, увеличить вместимость транспортных средств и удешевить стоимость проезда. Ведь не каждый москвич мог воспользоваться услугами извозчика.

К середине 19 века развитие получили железные дороги, и преимущества рельсового транспорта стали настолько очевидны, что возникла идея использования рельсовых путей для внутригородских перевозок. Выход нашли в создании конно-железной дороги или конки. Конка стала в городе предшественником электрического трамвая.

Предложил устраивать такие рельсовые пути по улицам больших городов в 1852 году французский инженер Луба, он построил конку в Нью-Йорке, и вскоре новый тип дорог широко распространился в Европе. В России конка появилась в 1854 году в окрестностях Петербурга.

Предложение о проведении линии конно-железной городской дороги в Москве обсуждалось еще на заседании Городской думы в 1863 году. Через год первый проект прокладки линий конки был разработан, затем последовал ряд других предложений, но только в апреле 1872 года Думой окончательно был утвержден проект строительства сети линий железно-конных дорог.

История московской конки началась 7 июня 1872 года, когда военное министерство проложило по центральным улицам города первую временную линию конно-железной дороги - от Тверской заставы до Красной площади.

Ее строительство было начато в связи с проведением летом 1872 года в Москве Политехнической выставки и приурочено к 200-летию со дня рождения Петра Великого. Торжественное открытие - начало регулярного движения 8 английских вагонов конного трамвая - состоялось месяц спустя в день открытия выставки - 7 июля 1872 года. На мероприятии присутствовал и Александр II, оставшийся весьма довольным новым видом транспорта.

Постройкой, с участием военных железнодорожников, и временной эксплуатацией линии занимались предприниматели Д. Гурьев и М. Новиков, которые поставили весь необходимый материал для укладки путей и вагоны из Англии.

Конка представляла собой крытые пароконные вагоны, которые имели, как правило, плоскую крышу, приспособленную для размещения на ней пассажиров. Длина вагонов достигала 8 метров, ширина - 2 метров. Каждый мог вместить 40 пассажиров, сиденья были устроены вверху и внизу - по 10 мест на двух продольных скамейках. Дамам пользоваться империалом возбранялось.

Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах, где линии конки пересекали крутые подъемы, экипажи поджидали форейторы, которые подпрягали еще несколько лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке их выпрягали.

В 1875 году было создано «Первое общество конно-железных дорог в Москве». В 1885 году организована бельгийская компания «Главное общество конно-железных дорог». Эти организации построили линии конки по Бульварному кольцу, Садовому кольцу, проложили маршруты от центральной части города к его окраинам - на Воробьевы горы, в Дорогомилово и Бутыркам. В 1880-х годах конка стала основным и удобным регулярным городским транспортом в Москве.

К 1900 году сеть конно-железных дорог в Москве составила 94 км, на 25 линиях курсировал 241 вагон, существовало 9 коночных депо. Пассажиры смогли ехать по всем направлениям по одному пересадочному билету, что удешевляло стоимость проезда для большинства москвичей и значительно увеличило число пассажиров, пользовавшихся конкой.

В начале 20 века конка была построена в большинстве крупных городов и губернских центров России - Казани, Минске, Одессе, Самаре, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове, Новгороде, Риге. В большинстве случаев такие дороги строились на средства акционерных обществ, с участием иностранного капитала.

Конка сыграла свою роль - она была предшественником электрического трамвая. В Москве же использование конки продолжалось до 1912 года. Она была выкуплена Городской думой у частных компаний и постепенно заменена трамвайной сетью.

Изображение из открытых источников.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Александр II Николаевич, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский из династии Романовых, проводивший широкомасштабные реформы;
  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства.
Тематические сайты: Дороги, Железнодорожный транспорт, История, Праздники, памятные даты, юбилеи, Строительство, ремонт, архитектура, ландшафт, Транспорт
Сайты субъектов РФ: Воронежская область, Москва, Новгородская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Татарстан Республика
Сайты столиц субъектов РФ: Воронежская область - Воронеж, Новгородская область - Великий Новгород, Самарская область - Самара, Свердловская область - Екатеринбург, Татарстан Республика - Казань
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Беларусь, Бельгия, Великобритания, Латвия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Украина, Франция
Сайты столиц стран: Беларусь - Минск, Латвия - Рига
Сайты городов стран: Соединенные Штаты Америки - Нью-Йорк, Украина - Одесса
Сайты регионов мира: Америка Северная, Европа Восточная, Европа Центральная, Прибалтика
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9716 публикаций
Сайт: rus.team/events/v-moskve-nachalos-stroitelstvo-konno-zheleznoj-dorogi
Поделиться:

Интересно:

Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
15.01.2025 23:13 Новости
Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
13 января на площадке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) состоялось заседание жюри проекта Олега Газманова «Родники.Дети». Оно определило предварительный состав финалистов этого сезона. Ими стали более 100 талантливых детей. Приём заявок был закрыт 1 декабря. В конкурсе могли...
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
15.01.2025 18:32 Консультации
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
Начало 2025 года сопровождает ряд нововведений, которые напрямую касаются представителей малого и среднего предпринимательства. Важно не пропустить эти изменения, чтобы работать в соответствии с обновленными нормами и правилами.  В первую очередь речь идет о налогах и взносах:  ...
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
15.01.2025 15:14 Аналитика
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса по оценке школьных знаний россиян по истории. Предмет, который важно знать Согласно августовскому опросу, история входит в тройку самых полезных школьных предметов по версии россиян (30%), уступая математике...
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
15.01.2025 09:03 Персоны
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
Петр Александрович Румянцев-Задунайский родился 4 (15) января 1725 года в Москве в семье военного и дипломата, генерал-майора (в будущем генерал-аншефа) Александра Ивановича Румянцева, который принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XIV в. Мать будущего полководца, Мария...
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
14.01.2025 09:25 Персоны
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
Прежде чем повести рассказ о Даше Севастопольской, кратко напомним главные события Крымской войны 1853–1856 годов[1]. Поводом к войне послужил спор между Православной и Католической церквами о праве обладания святыми землями в Палестине. Россия стремилась утвердить свою роль покровителя...