10.11.2023 09:06
Новости.
Просмотров всего: 5672; сегодня: 1.

135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева

135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева

Советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев оставил заметный след в истории авиации. Он разработал более 120 самолетов разнообразных типов, из которых 70 выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. На самолетах, созданных Туполевым, было установлено 78 мировых рекордов и совершено 28 уникальных перелетов.

А.Н. Туполев вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). После смерти Жуковского А.Н. Туполев с С.А. Чаплыгиным продолжили работу по дальнейшему расширению и развитию ЦАГИ. Конструктор Туполев настаивал на том, что дерево не годится в качестве материала для самолетов, и видел будущее авиации, особенно тяжелой, в металле. В 1923 г. он создал свой первый самолет. Это был легкий спортивный самолет смешанной конструкции АНТ-1, названный в его честь. Испытания самолета прошли успешно, и это стало доказательством для комиссии, что самолеты из металла можно и нужно строить.

В 1922 г. Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолетов при ЦАГИ, и с этого времени в системе ЦАГИ начало действовать опытное конструкторское бюро по проектированию и производству цельнометаллических самолетов различных классов. По предложению самого А.Н. Туполева дату создания Комиссии – 22 октября 1922 г. – считают датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н. Туполева.

Первой авиационной «звездой» Туполева, не имевшей аналогов в мире, стал АНТ-4 «Страна Советов», выпущенный в 1929 г. Именно этот самолет пересек СССР с запада на восток, Тихий океан и, преодолев расстояние в 21 242 километра, достиг Америки.

В начале 1930-х гг. мир узнал об АНТ-6 (ТБ-3), который стал первым в мире массовым четырехмоторным самолетом стратегического назначения. Этот самолет, хотя и имел угловатый вид, был передовой машиной в те годы и повлиял на развитие мировой бомбардировочной авиации.

Идея создания ТБ-3 принадлежала Туполеву, в разработке проекта участвовали такие выдающиеся конструкторы, как В.М. Петляков, В.М. Мясищев, А.А. Архангельский и В.Н. Беляев. Этот самолет стал первым четырехмоторным свободнонесущим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд по размаху крыла, и эта схема стала основой для всех самолетов подобного типа. При создании ТБ-3 была освоена технология производства подобных машин, и было налажено их серийное производство.

В состав научно-исследовательской документации ЦАГИ, находящейся на постоянном хранении в Российском государственном архиве в г. Самаре (РГА в г. Самаре), входит отчет о летных испытаниях самолета ТБ-3 за 1937–1938 гг., которые проводились с использованием новых приборов на различных режимах и скоростях полета.

Самолет, вызывавший восхищение у авиаспециалистов и представлявший внушительную силу в начале и середине 1930-х гг., очень быстро устарел из-за стремительного развития авиации в предвоенные годы.

Еще одним легендарным самолетом, разработанным А.Н. Туполевым, стал Ту-2, также известный как АНТ-58 и самолет «103». Этот двухмоторный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик был разработан им в «шарашке», в Особом техническом бюро при НКВД СССР.

Ту-2 отличался от других самолетов благодаря продуманному размещению экипажа, хорошему оборонительному вооружению, бронезащите и заполнению баков инертным, непожароопасным газом. Серийное производство Ту-2 началось весной 1942 г., самолеты стали поступать на фронт. Это были бомбардировщики, способные нести три авиационные бомбы ФАБ-1000 и представлявшие угрозу для кораблей, бронированных сооружений и объектов.

В документах РГА в г. Самаре представлены отчеты об испытаниях Ту-2 в аэродинамической трубе ЦАГИ, результаты испытаний максимальных скоростей на разных высотах, а также приказ начальника Летно-исследовательского института о составе бригады для испытаний самолета.

А.Н. Туполев осуществил мечту о создании сверхзвукового пассажирского лайнера: первый полет первого в мире пассажирского сверхзвукового самолета состоялся 31 декабря 1968 г.

Для его создания пришлось решить множество задач, например, предотвращение плавления металла на крыльях из-за высоких скоростей; необходимость смены центра тяжести самолета после преодоления звуковой скорости. Для взлета и посадки были разработаны первые автопилоты. В самолете с системой управления второго поколения были реализованы элементы, характерные для более позднего третьего поколения управления. Таким образом, самолет установил рекорд, развив скорость 2430 км/ч.

В 2019 г. одному из четырех основных аэропортов Москвы – Внуково – присвоено имя советского конструктора Андрея Николаевича Туполева, обладавшего высочайшим потенциалом творческой энергии и инженерного таланта.

А.Н. Туполев во многом определил историю отечественной авиации в XX веке и был одним из самых талантливых авиационных инженеров и конструкторов.

Текст: Н.Ю. Скрипкина, Российский государственный архив в г. Самаре (РГА в г. Самаре)


Участники событий и другие указанные лица:


Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Отчет по испытанию самолета ТБ-3. ЦАГИ. 1937 г. РГА в г. Самаре
Отчет по испытанию самолета ТБ-3. ЦАГИ. 1937 г. РГА в г. Самаре

Приказ начальника ЛИИ В.С. Молокова о составе бригады для испытаний самолета Ту-2 № 717 ЛИИ. 29 марта 1943 г. РГА в г. Самаре
Приказ начальника ЛИИ В.С. Молокова о составе бригады для испытаний самолета Ту-2 № 717 ЛИИ. 29 марта 1943 г. РГА в г. Самаре

Отчет по испытанию самолета ТУ-2 в аэродинамической трубе Т-10.1 ЦАГИ. 1944 г. РГА в г. Самаре
Отчет по испытанию самолета ТУ-2 в аэродинамической трубе Т-10.1 ЦАГИ. 1944 г. РГА в г. Самаре

Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре
Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре

Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре
Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. 1943 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Предмет изобретения. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Предмет изобретения. 1969 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Чертеж. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Чертеж. 1969 г. РГА в г. Самаре

Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Описание к авторскому свидетельству. 1969 г. РГА в г. Самаре
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Описание к авторскому свидетельству. 1969 г. РГА в г. Самаре


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9716 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
15.01.2025 23:13 Новости
Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
13 января на площадке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) состоялось заседание жюри проекта Олега Газманова «Родники.Дети». Оно определило предварительный состав финалистов этого сезона. Ими стали более 100 талантливых детей. Приём заявок был закрыт 1 декабря. В конкурсе могли...
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
15.01.2025 18:32 Консультации
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
Начало 2025 года сопровождает ряд нововведений, которые напрямую касаются представителей малого и среднего предпринимательства. Важно не пропустить эти изменения, чтобы работать в соответствии с обновленными нормами и правилами.  В первую очередь речь идет о налогах и взносах:  ...
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
15.01.2025 15:14 Аналитика
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса по оценке школьных знаний россиян по истории. Предмет, который важно знать Согласно августовскому опросу, история входит в тройку самых полезных школьных предметов по версии россиян (30%), уступая математике...
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
15.01.2025 09:03 Персоны
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
Петр Александрович Румянцев-Задунайский родился 4 (15) января 1725 года в Москве в семье военного и дипломата, генерал-майора (в будущем генерал-аншефа) Александра Ивановича Румянцева, который принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XIV в. Мать будущего полководца, Мария...
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
14.01.2025 09:25 Персоны
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
Прежде чем повести рассказ о Даше Севастопольской, кратко напомним главные события Крымской войны 1853–1856 годов[1]. Поводом к войне послужил спор между Православной и Католической церквами о праве обладания святыми землями в Палестине. Россия стремилась утвердить свою роль покровителя...