10.11.2017 12:01
Новости.
Просмотров всего: 10812; сегодня: 1.

Статья ученых КФУ вышла в научном журнале первого квартиля

В одном из последних выпусков научного журнала первого квартиля (Q1) Journal of Mathematical Behavior (SJR=0.923, Education, Elsevier, UK) опубликована статья “Analyzing connections between teacher and student topic–specific knowledge of lower secondary mathematics” – “Анализ связи между предметными знаниями учителя и ученика по конкретным темам математики среднего звена школы”.

Это результаты совместного исследования ученых Казанского университета и Техасского университета в Эль-Пасо (США). В авторский коллектив данной публикации вошли сотрудники КФУ: доцент кафедры психологии личности Института психологии и образования Елена Ибрагимова, завкафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики Лилиана Шакирова, доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского Кадрия Шакирова, а также коллеги из Техасского университета в Эль-Пасо Карла Эурека и Мария Круз. Руководил исследованием доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и кафедры подготовки учителей Техасского университета Мурат Чошанов.

Статья явилась логическим продолжением научных кросс-культурных исследований отношений «учитель – ученик». Результатом первой совместной научно-исследовательской работы ученых КФУ и Техасского университета стала опубликованная в другом престижном журнале категории Q1 – “International Journal of Science and Mathematics Education” (SJR=0.893, Education, Springer, The Netherlands) статья «Examination of Lower Secondary Mathematics Teachers’ Content Knowledge and Its Connection to Students’ Performance» – «Исследование предметных знаний учителя математики среднего звена школы и их влияние на уровень обученности школьников».

Несмотря на интуитивный здравый смысл темы, ученый КФУ, тем не менее, подчеркивает ее значимость в современном научно-исследовательском пространстве в области подготовки учителя.

— Как и годы назад, мы считаем, что школа начинается с учителя, и в первую очередь надо обращать внимание на эту ключевую фигуру в образовании. В связи с этим, наши работы велись по изучению влияния предметных знаний учителя на успеваемость школьников США и России, – пояснила доцент кафедры психологии личности ИПО КФУ Елена Ибрагимова.

— Кросс-культурное исследование не только показывает особенности преподавания математики в США и России с их сильными и слабыми сторонами преподавания, но и дает возможность многомерно взглянуть на проблему – узнать опыт коллег, чтобы использовать лучшее, – уточнила Елена Ибрагимова.

По словам доцента ИПО, исследование было направлено на сравнительный анализ когнитивных типов предметных знаний учителей математики среднего звена школы в США (6-9 классы) и России (5-9 классы).

— 97 российских и 102 американских учителя были протестированы с использованием опросника предметных знаний (Teacher Content Knowledge Survey), который состоял из задач различного когнитивного типа, – рассказала о ходе исследования Елена Николаевна. – Вопросы созданного нами опросника, по которому учителя выполняли задания, содержательно отражали предметные знания учителя по трем когнитивным категориям. Первая была направлена на оценку самих знаний, вторая категория — применение знаний, и третий когнитивный тип — рассуждение, обобщение знаний.

Исследование включало в себя два уровня анализа данных: количественный анализ результатов опросника и интервью с учителями для качественного сравнительного анализа предметных знаний российских и американских учителей.

— Во-первых, мы провели количественный сравнительный анализ предметных знаний учителей по основным разделам содержания курса математики в среднем звене школы. Во-вторых, мы сравнили предметные знания российских и американских учителей по каждому когнитивному типу.

Результаты исследования показывают статистически значимую разницу в уровне предметных знаний учителей России и Америки. У российских – явно выше стоят знания по разделам алгебры и геометрии, но «проседают» знания теории вероятностей и статистики. Кроме того, россияне лучше рассуждают, чем их американские коллеги.

— Мы попытались объяснить, с чем это может быть связано. У многих российских учителей школа подготовки была еще советская – ориентированная больше на рассуждение. А теория вероятности и статистики были введены в российскую программу не так давно в связи с ЕГЭ. И наши учителя не владеют еще в полной мере этими знаниями. Но в целом мы выявили зависимость успеваемости учащихся от знаний учителей.

По словам ученого КФУ, результаты исследования могут быть учтены при определении приоритетов в подготовке учителей математики среднего звена школы в США и России. А также при определении приоритетов в обучении учащихся среднего звена школы как в аспекте предметных разделов, так и когнитивных типов знаний.

В планах международной группы ученых — исследование по изучению отношения учителей к ошибкам (к ситуациям, когда ошибаются ученики, и когда ошибаются сами учителя) и влияния отношения к ошибкам на эффективность педагогической деятельности. Результаты дадут возможность сравнить содержание психолого-педагогической составляющей компетентности учителей США и России в выбранных аспектах.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
15.01.2025 23:13 Новости
Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
13 января на площадке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) состоялось заседание жюри проекта Олега Газманова «Родники.Дети». Оно определило предварительный состав финалистов этого сезона. Ими стали более 100 талантливых детей. Приём заявок был закрыт 1 декабря. В конкурсе могли...
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
15.01.2025 18:32 Консультации
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
Начало 2025 года сопровождает ряд нововведений, которые напрямую касаются представителей малого и среднего предпринимательства. Важно не пропустить эти изменения, чтобы работать в соответствии с обновленными нормами и правилами.  В первую очередь речь идет о налогах и взносах:  ...
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
15.01.2025 15:14 Аналитика
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса по оценке школьных знаний россиян по истории. Предмет, который важно знать Согласно августовскому опросу, история входит в тройку самых полезных школьных предметов по версии россиян (30%), уступая математике...
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
15.01.2025 09:03 Персоны
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
Петр Александрович Румянцев-Задунайский родился 4 (15) января 1725 года в Москве в семье военного и дипломата, генерал-майора (в будущем генерал-аншефа) Александра Ивановича Румянцева, который принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XIV в. Мать будущего полководца, Мария...
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
14.01.2025 09:25 Персоны
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
Прежде чем повести рассказ о Даше Севастопольской, кратко напомним главные события Крымской войны 1853–1856 годов[1]. Поводом к войне послужил спор между Православной и Католической церквами о праве обладания святыми землями в Палестине. Россия стремилась утвердить свою роль покровителя...