06.10.2016 14:09
Мероприятия.
Просмотров всего: 4852; сегодня: 1.

В ИМОИиВ КФУ обсудили вопросы исламского образования

В конце сентября 2016 года в Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ состоялся круглый стол «Опыт реализации магистерских и докторских программ в системе религиозного образования. Форма и содержание магистерских программ Булгарской исламской академии».

Круглый стол был запланирован в целях обсуждения приемлемых форм и содержания магистерских программ для применения их в учебном процессе в рамках Булгарской исламской академии.

Работу Круглого стола начал заместитель директора Института международных отношений, истории и востоковедения Рамиль Фахрутдинов. Он обратился к участникам с приветственной речью.

Модератором Круглого стола - ректором Российского исламского института Рафиком Мухаметшиным - в самом начале разговора были поставлены главные вопросы для обсуждения, идея которых заключалась в следующем: Кого должна готовить Булгарская исламская академия? Каким требованиям должны соответствовать выпускники академии? Какими компетенциями они должны в итоге обладать? На какие направлениях необходимо делать упор: на вероучении, или исламском праве, или арабском языке или исламской экономике?

Было дано четкое пояснение, что речь идет не о теологическом образовании, а об исламском, т.е. должно быть четкое различение, что это не одно и то же, и что Булгарская исламская академия задумана как высшее звено трёхступенчатой системы отечественного исламского образования.

Главный научный сотрудник Института востоковедения им.Р.Б.Сулейменова Министерства образования и науки Республики Казахстан, доктор исторических наук Заур Джелилов рассказал об опыте Казахстана в выстраивании системы исламского, теологического и исламоведческого образования и видении казахстанских коллег путей решения проблем в этой сфере.

Директор Института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного университета Ибрагим Ибрагимов изложил свое видение взаимодействия религиозных и государственных образовательных организаций по вопросам подготовки теологов и поделился опытом формирования теологического образования в Пятигорском государственном университете, рассказав о содержании программ магистратуры по направлению подготовки «Теология».

Директор Центра дистанционного обучения Российского исламского института Ильшат Назипов предоставил информацию о реализуемой в Российском исламском институте дистанционной форме обучения и перспективах внедрения электронного университета в системе религиозного образования и создание электронных образовательных ресурсов поддержки заочного религиозного образования.

В работе Круглого стола принимали участие заведующие трех кафедр Российского исламского института. Так, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Казанского исламского университета Дамир Шагавиев, выпускник Международного исламского университета Малайзии, рассказал о структуре и порядке реализации магистерских и докторских программ по богословию в малазийском исламском университете и представил Предложения по направлениям магистерских работ Булгарской исламской академии.

Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Российского исламского института Татьяна Седанкина представила презентацию, дающую ретроспективу развития теологического образования в России, и поделилась свои видением места теологии в системе наук. Заведующий кафедрой татарского языка и национальной культуры Российского исламского института Рафиля Гимазова отметила роль татарского языка в системе религиозного образования в Республике Татарстан.

Вопрос использования татарского языка в образовательном процессе Булгарской исламской академии вызвал дискуссию среди участников Круглого стола, так как Исламская академия позиционируется как общероссийское учебное заведение, не ограничивающее свое влияние только татарстанской уммой.

Руководитель Научно-образовательного центра «Письменное наследие и археография» Резеда Сафиуллина-Аль Анси отметила, что в нашем светском обществе нет четкого понимания того, что теологическое и религиозное образование - это не одно и то же. Зачастую под теологическим подразумевается или исламоведческое, или религиоведческое образование.

Докладчиком были представлены несколько моделей понимания направления подготовки «Теология», которые имеют место сегодня: это и конфессиональное религиоведение, и комплекс наук, связанных с исламом (исламская психология, исламская социология, история ислама и пр.); это и сравнительная теология (в сравнении с другими идеологиями: атеизмом, христианством, буддизмом и пр.).

Также в светской академической среде существует и межконфессиональный подход к пониманию теологии. Ряд исследователей и участников образовательного процесса воспринимают теологию как богословие. Применительно к исламской теологии существует также несколько уровней понимания: Учение о Божественном (Илахият) или расширенное понимание - Усул ад-дин; спекулятивная теология – Ильм ал-калям.

В наших реалиях получило распространение более широкое понимание теологии как традиционного комплекса исламских знаний, где присутствуют разделы арабийа, гаклийа (мантыйк, фалсафа) и наклия (Акида, Фикх, Улум ал-Коран, Таджвид, Тафсир, Хадис, Усул-ал-фикх, Усул ал-Хадис, Сира и др.). В наших реалиях это реализуется в сочетании с комплексом светских дисциплин общегуманитарного, естественно-научного, общепрофессионального и иных блоков.

По мнению докладчика, учет опыта формирования теологического образования в нашей стране способствовал бы выработке правильного алгоритма выстраивания и высшего уровня богословского образования и помог бы избежать ряда ошибок в этой сфере.

В результате обсуждения было решено (с учетом опыта работы зарубежных вузов и традиций отечественного богословского наследия) определиться до начала нового года с направлениями подготовки, разработать по ним программы, прописать компетенции. В перспективе предполагается и необходимость решения вопросов с двойными дипломами, для того чтобы выпускники Булгарской исламской академии могли легализовать свое образование в условиях российских реалий и также иметь диплом государственного образца.

Были высказаны пожелания о решении вопроса назначения ректора Булгарской исламской академии, который будет решать практические задачи, касающиеся вопроса образовательных программ и направлений подготовки, а также подбора педагогических кадров.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
15.01.2025 23:13 Новости
Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
13 января на площадке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) состоялось заседание жюри проекта Олега Газманова «Родники.Дети». Оно определило предварительный состав финалистов этого сезона. Ими стали более 100 талантливых детей. Приём заявок был закрыт 1 декабря. В конкурсе могли...
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
15.01.2025 18:32 Консультации
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
Начало 2025 года сопровождает ряд нововведений, которые напрямую касаются представителей малого и среднего предпринимательства. Важно не пропустить эти изменения, чтобы работать в соответствии с обновленными нормами и правилами.  В первую очередь речь идет о налогах и взносах:  ...
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
15.01.2025 15:14 Аналитика
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса по оценке школьных знаний россиян по истории. Предмет, который важно знать Согласно августовскому опросу, история входит в тройку самых полезных школьных предметов по версии россиян (30%), уступая математике...
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
15.01.2025 09:03 Персоны
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
Петр Александрович Румянцев-Задунайский родился 4 (15) января 1725 года в Москве в семье военного и дипломата, генерал-майора (в будущем генерал-аншефа) Александра Ивановича Румянцева, который принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XIV в. Мать будущего полководца, Мария...
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
14.01.2025 09:25 Персоны
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
Прежде чем повести рассказ о Даше Севастопольской, кратко напомним главные события Крымской войны 1853–1856 годов[1]. Поводом к войне послужил спор между Православной и Католической церквами о праве обладания святыми землями в Палестине. Россия стремилась утвердить свою роль покровителя...